Исследование метрических книг - старинных актовых книг регистрации рождения, бракосочетания и смерти - является центральным процессом любого изучения родословной. Однако метрические книги отличались в разные эпохи и для представителей разных конфессий.
Метрические книги или «метрики», как их иногда называют в просторечье – основной источник генеалогической информации о наших предках с начала XVIII до начала XX века. Для чего же исследователю нужны метрические книги? Почему к ним приковано такое внимание.
Метрическая книга – это реестр записей сведений о рождении, ключевых религиозных обрядах, браке и смерти, который был основным документом учета актов гражданского состояния до появления в советское время собственно системы органов ЗАГС. Регистрация этих событий в метрических книгах была обязательной, а выписки «выписи» из метрических книг были необходимым документом при поступлении в учебные заведения, на военную и гражданскую службу. Метрические книги вели религиозные учреждения соответствующих конфессий.
Давайте сделаем небольшой экскурс в историю метрических книг. Практика церковной регистрации личных событий впервые упоминается в документах Московского церковного собора, однако тогда это было эпизодическое явление. В 1702 году Петр I издал указ «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших», а в мае 1722 года в «прибавлениях к Духовному регламенту» было закреплено обязательное составление метрических книг в Российской империи в православных храмах. В указе Синода 1724 года были установлены первые формы метрических книг. Правда, метрические книги первой половины XVIII века – большая редкость.
В 1779 году очередной указ Синода «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» сделал наличие книг в приходах и консисториях обязательным. В 1802 году было запрещено хранение книг в домах священников и их раздельное ведение: теперь все листы должны были быть сшиты, пронумерованы и скреплены печатью. При этом форма метрических книг все еще оставалась неупорядоченной – на рубеже XVIII и XIX века во многих приходах в записях о рождении, например, не писалось имя матери.
Чтобы преодолеть эту проблему и унифицировать данные, было принято несколько решений, которые в итоге привели к появлению единой формы метрических записей, который просуществовал без изменений до 1918 года. Так, в 1831 году были уточнены названия отдельных граф, введена раздельная нумерация по полу в записях о рождении. Широко известный формуляр метрических книг окончательно был утвержден в 1838 году.
Изначально метрические книги велись только в православных приходах, но постепенно государственная административная политика поставила под контроль и сведения о подданных других конфессий:
- Лютеранского — с 1764 года;
- Католического — с 1826 года; фактически в некоторых приходах велись с 1710 года;
- Мусульманского — с 1828 года;
- Иудейского — с 1835 года; фактически в некоторых городах велись с 1804 года;
- Баптистского — с 1879 года (велись полицейскими чиновниками);
- Старообрядческого — до 1905 год велись полицейскими чиновниками.
- Сектантских — до 1905 года велись полицейскими чиновниками.
Православные метрические книги состояли из трех частей – о рождении, о бракосочетании и о смерти. Метрические книги других конфессий отличались наличием разделов, которые соответствовали их религиозным нормам (например, иудейские метрические книги содержали записи об обрезании младенцев мужского пола и о разводах), а также часто велись на двух языках – русском и национальном. Книги составлялись в двух экземплярах – один хранился в церкви в приходе, второй передавался на хранение в архив консистории.
Классический раздел «О родившихся» содержал следующие графы:
1. Номер (раздельная нумерация по полу за весь год) родившегося;
2. Дата рождения;
3. Дата крещения;
4. Имя новорожденного (иногда указывался святой, в честь которого был наречен младенец);
5. Родители (указывалось сословная и территориальная приписка родителей и их вероисповедание);
6. Восприемники при крещении (указывалось сословная и территориальная приписка крестных), во многих местностях империи это были близкие родственники младенца;
7. Имена священнослужителей, совершивших таинство крещения.
В этом же разделе записывались сведения о новообращенных – взрослых лицах иных вероисповеданий, добровольно принявших крещение. Обычно в этой записи делалась пометка об определении губернской духовной консистории о дозволении принятия православия этим лицом.
Вторая часть «О бракосочетавшихся» также имела свой формуляр:
- Номер венчания;
- Дата совершения брака;
- Имя жениха с указанием сословной и территориальной приписки, вероисповедания и того, какой это по счету брак. Иногда указывалось имя отца;
- Возраст жениха;
- Имя невесты с указанием сословной и территориальной приписки, вероисповедания и того, какой это по счету брак. Иногда указывалось имя отца;
- Возраст невесты;
- Имена поручителей по жениху и невесте с указанием их сословной и территориальной приписки (часто это были родственники новобрачных);
- Имена священнослужителей, совершивших венчание.
Наконец, третья часть «Об умерших» фиксировала подробно обстоятельства смерти:
- Номер (раздельная нумерация по полу за весь год) умершего;
- Дата смерти;
- Дата погребения;
- Имя умершего с указанием сословной и территориальной приписки, а для умерших детей (они, кстати составляли основную часть записей в этом разделе) – имя отца;
- Причина смерти (понятные нам причины стали писать в начале ХХ века по мере проникновения медицинской культуры в сельскую местность, до этого очень часто можно встретить причину «от натуральной», то есть своей смертью);
- Имя священника, исповедовавшего и причащавшего умирающего;
- Имя священника, совершавшего погребение и место погребения.
К сожалению, единого реестра метрических книг нет – десятки тысяч томов по 500-1000 листов раскиданы по десяткам архивов и не только. Вот основные места, где хранятся метрические книги:
- Региональные и муниципальные архивы – фонды губернских духовных консисторий или специализированные фонды метрических книг церквей определенного города или губернии.
- Федеральные архивы – прежде всего, РГВИА, где хранятся книг церквей, приписанных к военному ведомству. Это довольно большой массив документов. В РГИА хранятся метрические книги дворцового ведомства.
- Муниципальные архивы – в некоторых регионах метрики до сих пор хранятся в районных архивах, например, большинство МК уездов Ярославской губернии второй половины XIX – начала ХХ века.
- Архивы отделов ЗАГС – до сих пор еще встречаются случаи, когда ЗАГСы не передали в областной архив свои фонды, хотя давно прошло больше 100 лет.
- Музеи – некоторый объем метрических книг хранится в региональных и муниципальных музеях. Их немного, но, если в областном архиве нужные МК не найдены, стоит посмотреть Госкаталог Музейного фонда или обратиться в местный музей напрямую.
- Библиотеки – здесь МК встречаются очень редко, но всегда стоит попробовать.
- Частные коллекции документов.
Метрические книги – не самый сложный для работы документ, но и с ним связаны определенные трудности: во-первых, это огромный объем материала – метрики одного среднего прихода за 100 лет это около 25 тысяч листов; во-вторых, особенности текста XVIII века, чтение которого требует хотя бы базовых знаний в области палеографии; наконец, в-третьих, это отсутствие фамилий у крестьян до второй половины XIX века, которое создает у неопытного исследования сложности с установлением родства различных персонажей.