Исповедные ведомости помогают выстроить непрерывные цепочки

Языки

Вы здесь

Исповедные ведомости или исповедные росписи – генеалогический источник, который позволяет проследить состав семьи на протяжении двух столетий. Это список всех жителей православного прихода, в котором фиксировалось участие прихожан в исповеди в Великий Пост и другие три больших поста в течение года

Исповедные ведомости или исповедные росписи – генеалогический источник, который позволяет проследить состав семьи на протяжении двух столетий. Это список всех жителей православного прихода, в котором фиксировалось участие прихожан в исповеди в Великий Пост и другие три больших поста в течение года. В реестре указывалось, был ли человек на исповеди и причастии, а если не был – отмечалась причина (например, «по расколу»). Поэтому исповедные ведомости важны при исследовании старообрядческих семей, сохранность метрических книг по которым ограничена. 

Потребность в составлении этих списков появилась после издания Петром I в 1716 году указа «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В 1722 году ведение исповедных ведомостей стало обязательным для всех православных приходов», а в 1737 году в правление императрицы Анны Иоанновны была утверждена форма, которая практически не менялась до 1917 года. Один экземпляр «исповедки» хранился в церкви, второй ежегодного подавался в консисторию. Там тетради, полученные из разных храмов, подшивались в толстые тома по уездам или городам. Важно, что порядок церквей в таких подборках был одинаковым, что делает поиск нужного документа удобным.

Структура исповедной ведомости была следующая:

1.    Номер двора или семьи;
2.    Номер лица мужского пола;
3.    Номер лица женского пола;
4.    Список прихожан;
5.    Возраст лиц мужского пола; 
6.    Возраст лиц женского пола;
7.    «Кто были у исповеди и святаго причастия»;
8.    «Кто ж исповедались токмо, а не причастились и за каким винословием»;
9.    Причина отсутствия на исповеди (наиболее распространенными были «по отлучке», «по нерадению», «по расколу»).

Отсутствие на исповеди не было таким уж безобидным проступком. На протяжении всего XVIII века за это полагался немаленький штраф, который был отменен только в 1801 году. Однако и позднее «прогульщики» оставались объектом пристального внимания не только духовного ведомства, но и светских контрольных органов.

В четвертой графе прихожане были перечислены по сословным группам, состав которых несколько раз менялся:

•    духовные и их домашние (это делает исповедные ведомости важным источником по генеалогии духовенства);
•    военные и их домашние;
•    статские и их домашние;
•    купцы, мещане, цеховые и городские обыватели и их домашние;
•    дворовые и их домашние (до Великой реформы);
•    крестьяне и их домашние.

По сравнению с ревизскими сказками «исповедки» имеют ряд преимуществ как источник генеалогической информации:

•    В них учитывались, в том числе, неподатные сословия, которые не учитывались в ревизии;
•    Они составлялись регулярно, поэтому состав семьи можно отслеживать с интервалом в 5-10 лет.

К сожалению, сохранность исповедных ведомостей гораздо хуже, чем у метрических книг или ревизских сказок. Это связано с тем, что в 1920-е годы советскими архивными органами «исповедки» не были признаны ценными документами и большая их часть (особенно, составленных после 1865 года) была утилизирована. Остальные осели в фондах духовных консисторий, а также в фондах конкретных церквей.

Основная стратегия работы с исповедными ведомостями при их хорошей сохранности по конкретному приходу заключается в их просмотре с интервалом в 5-10 лет, что позволяет в достаточно короткие сроки расписать поколенную роспись и затем уточнять факты по метрическим книгам

Исповедные ведомости при этом часто остаются ключевым генеалогическим источником для периода XVIII века, в частности, по регионам Левобережной Украины, где график проведение ревизий был иным, чем в Великорусских губерниях, а сохранность метрических книг весьма фрагментарна. Большое количество украинских «исповедок» оцифрованы Церковью мормонов и доступны на их ресурсе familysearch.org, однако работа с ними для непрофессионального исследователя затруднена – скоропись, которой пользовались в малороссийских церквях, имеет свои особенности и требует отдельного изучения.